Что такое дисграфия?

Иногда после консультации невролога и общения с логопедом ребенку ставят диагноз «дисграфия». Это специфическое расстройство обучения связано с трудностями в освоении письменной речи.

Разберемся в терминологии

Термин «дисграфия» используется для обозначения как проблем с координацией движений (мелкая моторика пальцев рук), влияющих на письмо, так и постоянных трудностей с выражением мыслей в письменной форме из-за недостатков грамотности или языковых проблем (таких как орфография, грамматика и пунктуация). 

У неврологов, педиатров и логопедов термин «дисграфия» — это нарушение процесса школьного и профессионального обучения, связанное с особенностями работы мозга, что влияет на письмо. Как и все нарушения обучения, дисграфия часто встречается у детей с СДВГ (синдромом дефицита внимания с гиперактивностью).

В чем суть проблемы

Дисграфия вызвана неврологическим расстройством, касающимся преимущественно письменной речи, которое ухудшает способность к письму и мелкую моторику. Это нарушение обучаемости бывает и у детей, и у взрослых. Дисграфия влияет практически на все аспекты письма, включая проблемы с орфографией (написание слов без ошибок), разборчивость письменной речи, соблюдение интервалов между словами и размера букв, трудности с выражением мыслей в письменном виде.

Подсчитано, что от 5 до 20% всех детей имеют тот или иной тип проблем с письменной речью. Дисграфия может сочетаться с такими проблемами как: дислексия (нарушение чтения) и дискалькулия (неспособность к арифметике), часто встречаются у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. До половины детей с СДВГ в России страдают нарушением обучаемости.

Симптомы дисграфии

Дисграфия обычно определяется в тот момент, когда ребенок учится писать. Однако нарушение письменной речи может оставаться нераспознанным в первые школьные годы, поскольку письменные способности ребенка продолжают развиваться, и дисграфия может оставаться невыявленной до зрелого возраста.

Симптомы дисграфии включают:

  • Проблемы с формированием формы букв.
  • Крепкое, неудобное или болезненное сжатие карандаша.
  • Трудности со следованием по линии или начертанием букв в пределах поля.
  • Проблемы со структурой предложения или соблюдением правил грамматики при письме, но не при разговоре.
  • Трудности с систематизацией или формулированием мысли на бумаге.
  • Выраженная разница между устным и письменным пониманием темы.

Симптомы дисграфии обычно меняются с возрастом. Дети с дисграфией обычно имеют проблемы с механикой письма (начертание букв и цифр), демонстрируют другие нарушения мелкой моторики, в то время как дисграфия у подростков и взрослых проявляется в виде трудностей с грамматикой, синтаксисом, пониманием и изложением мыслей на бумаге.

Является ли дисграфия формой дислексии?

Дисграфия связана с трудностями при письме, тогда как дислексия связана с трудностями чтения. Оба нарушения обучения имеют общие симптомы. Например, трудности с орфографией, которые могут затруднить постановку диагноза. У человека может быть как дисграфия, так и дислексия одновременно.

Что вызывает дисграфию? 

Дисграфию обычно связывают с двумя причинами.

1. Приобретенная дисграфия связана с черепно-мозговой травмой, болезнью или дегенеративными состояниями, из-за которых человек (как правило, взрослый) теряет ранее приобретенные навыки письма.

2. Дисграфия врожденного характера относится к трудностям в приобретении навыков письма. Этот тип дисграфии чаще всего рассматривается в детстве. Причины этой формы дисграфии неизвестны, но исследователи выделили несколько подтипов, которые соответствуют определенным неврологическим механизмам:

  • Моторная дисграфия: отсутствие мелкомоторной координации и зрительного восприятия уже давно связаны с дисграфией и могут объяснить трудности с написанием письменного текста. Люди с двигательной дисграфией обычно демонстрируют неразборчивый и медленный почерк, плохие навыки рисования и начертания, а также медленное постукивание пальцами (общий показатель мелкой моторики).
  • Пространственная дисграфия, вероятно, связана с проблемами пространственного восприятия, которое влияет на расстояние между буквами и способность рисовать. Люди с пространственной дисграфией страдают плохим почерком и не умеют рисовать, однако скорость правописания и постукивания пальцем обычно нормальная.
  • Лингвистическая дисграфия влияет на навыки языковой обработки, необходимые в процессе письма. Она наиболее сильно влияет на самопроизвольно написанный текст (который не отслеживается и не копируется), и он часто является неразборчивым. Рисование, копирование и устное правописание при лингвистической дисграфии не страдают.

Диагностика дисграфии

Термин «дисграфия» не относится к психическим расстройствам. Проблемы с письмом (а также с чтением и математикой) перечислены в категории диагнозов «специфическое расстройство обучения». Дисграфия обычно диагностируется педагогом-психологом, неврологом.

Помимо данных о плохой успеваемости, могут потребоваться тесты на дисграфию. Тесты обычно включают в себя компонент письма — копирование предложений или ответы на короткие вопросы для сочинения, а также компонент мелкой моторики, который проверяет рефлексы и скорость движения человека. В интернете есть множество разных тестов, которые позволяют выявить дисграфию. 

Почему так важна постановка диагноза дисграфии?

Даже в эпоху цифровых технологий почерк – важный навык, необходимый для успеха в классе и за его пределами. При дисграфии затрудняются механика и другие базовые навыки письма, из-за чего ученик с большей вероятностью будет отставать от сверстников без нарушения обучения. Проблемы с письмом также связаны с постоянными трудностями в учебе и низкой самооценкой, самовосприятием, которое может сохраняться до взрослого возраста.

Более того, письмо часто помогает мозгу запоминать, систематизировать и обрабатывать информацию. Когда физический акт письма невероятно труден, ребенок не может эффективно показать то, что он знает. Ребенок с дисграфией может провалить экзамен просто потому, что не может перевести свои мысли и ответы на бумагу.

Лечение дисграфии

Дисграфия и другие нарушения обучаемости — это неизлечимые заболевания на всю жизнь. Лечение дисграфии направлено на облегчение письма, приспособление к своим особенностям и улучшение письменных навыков путем тренировок. 

Адаптация к дисграфии в школе и на работе

  • Использование больших карандашей со специальными ручками или других пишущих инструментов.
  • Использование бумаги с выпуклыми линиями для улучшения визуализации полей.
  • Разрешение или просьба выделить дополнительное время на письменные задания и задачи.
  • Использование альтернативных методов демонстрации обучения и работы, таких как устные или записанные на диктофон ответы.
  • Использование вспомогательных электронных технологий, например программ преобразования голоса в текст.
  • Запрос копии письменных материалов, данных в классе или на рабочем месте.
  • Выбор ввода заметок во время встреч.